Пример с проекта: пять планов в 1C:ERP на один результат
В статье описывается пример методики номенклатурного планирования, которая была реализована на предприятии по производству оборудования для нефтепереработки. Описанная концепция может быть интересна в первую очередь производственным предприятиям с позаказным производством короткого цикла (до 3 месяцев), применяющих KPI – ключевые показатели – в управлении своей деятельностью.
С целью расчета и нормирования ключевых показателей деятельности предприятия на предстоящий год, а также контроля за их выполнением в рамках проекта внедрено долгосрочное планирование. Годовые планы формируются в динамике по месяцам и с детализацией по видам номенклатуры в натуральных (объем продаж и производства) и финансовых показателях (выручка, затраты, прибыль, рентабельность).
Для подготовки оперативной помесячной информации об объемах продаж, предусмотренных заказами клиентов, составляются планы продаж по условиям договоров. Эти планы сопоставляются с данными плана на месяц, утвержденными в рамках годового плана. Полученные результаты выполнения ключевых показателей эффективности (KPI) учитываются при расчете вознаграждения в системе мотивации работников.
В силу различных обстоятельств (задержка поставки материалов, выход из строя оборудования и др.) фактические даты готовности продукции к отгрузке могут отличаться от заявленных в заказах клиентов, что влечет за собой отклонения в части финансовых показателей (выручка, прибыль). Для учета данных отклонений составляется оперативный план отгрузок. Данный план сопоставляется с данными плана по условиям договоров и данными годового плана.
Планирование потребности в материальных, трудовых, временных и финансовых ресурсах, необходимых для производства продукции производится с помощью прогнозных планов для расчета закупок (по зарегистрированным подтвержденным заказам клиентов) и перспективных планов (по неподтвержденным заказам — с использованием нетипового документа – Заявка клиента).
Все месячные планы продаж и производства формируются в детализации по направлениям деятельности и номенклатуре.
Данные утвержденных планов используются:
- в качестве источника данных при расчете потребности в ресурсах для производства продукции (материалы, полуфабрикаты, трудозатраты, загрузка видов рабочих центров);
- в качестве плановых нормативов в отчетах об оценке фактических результатов работы (пример такого отчета представлен ниже).
Для решения описанных выше задач при планировании продаж и производства продукции предусмотрено использование нескольких сценариев. Взаимосвязи планов и описание видов планов в разрезе сценариев представлены ниже на схеме и в таблице.
Сценарий | Применение |
Годовое планирование | Формирование годовых планов продаж |
Планирование по условиям договоров | Формирование планов продаж и планов производства на ближайший месяц исходя из дат отгрузок, предусмотренных заказами клиентов и давальцев с целью план-фактного анализа исполнения плана (формирование заказов на производство осуществляется типовой обработкой в рамках подсистемы обеспечения потребностей). |
Оперативное планирование отгрузок | Формирование планов продаж на ближайший месяц исходя из прогнозных дат отгрузок продукции клиентам (могут отличаться от дат отгрузок, указанных в заказах клиентов) с целью планирования выручки для БДР. |
Прогнозные планы для расчета закупок | Формирование прогнозных планов продаж со второго планового месяца и до последнего заказа на основании заказов клиентов и заказов давальцев с целью планирования выручки для БДР.
Формирование планов производства с целью планирования потребности в ресурсах (материалы, полуфабрикаты, трудовые ресурсы, загрузка видов РЦ) |
Перспективное планирование | Формирование перспективных планов производства начиная со второго месяца по потенциальным заказам клиента (реализовано в виде нетипового документа «Заявка клиента») с целью планирования потребности в ресурсах (материалы, полуфабрикаты, трудовые ресурсы, загрузка видов РЦ) |
Планы закупок в 1C:ERP на данном предприятии не используются: с одной стороны, процесс закупок организован относительно несложно, с другой стороны, он обладает особенностями, требующими доработок программы (в первую очередь, в части учета уже сформированных ранее заказов). Вместо доработок реализован дополнительный отчет, рассчитывающий дефициты материалов и полуфабрикатов на несколько плановых месяцев, на основании этих данных затем заполняются заказы поставщикам. В перспективе планируется на базе отчета о дефиците создание обработки, которая будет автоматически формировать заказы поставщикам.
По результатам внедрения 1C:ERP подсистема планирования позволила реализовать цели предприятия по контролю за выполнением нормативов KPI и обеспечению производства необходимыми ресурсами.
Специалисты ИТРП готовы оказать все необходимую методическую помощь в настройке и запуске функций планирования в 1C:ERP на вашем предприятии, обращайтесь! :)
Автор: А.Кузьмин