Проекты внедрения и эксплуатации систем автоматизации: причины неудач и методы решения проблем
В настоящей статье рассмотрены типичные ошибки, которые допускают заказчики и исполнители проектов внедрения и эксплуатации систем автоматизации промышленных предприятий на платформе «1С». Автор статьи, основываясь на практическом опыте специалистов компании ИТРП, рассматривает причины существующих проблем и возможные пути их решения.
Автор: Лисин Николай Геннадьевич, заместитель директора компании «Институт типовых решений – Производство» (ИТРП)
Кто виноват?
Современная статистика демонстрирует достаточно стабильный процент неудач, которыми заканчивается часть реализуемых ERP – проектов автоматизации. Естественно, у заказчиков систем появляются закономерные вопросы о причинах провала ERP-проекта и том, кто в этом действительно виноват. Попробуем разобраться, кто в первую очередь отвечает за неуспех проекта – заказчик, производитель средств и систем автоматизации, или компания, занимающаяся внедрением, и в чем конкретно заключаются ошибки каждого из них.
Что понимают под неэффективностью системы?
Изначально для ответа на этот вопрос необходимо определиться с терминами. Что именно обычно подразумевают под неуспехом проекта, «недостаточной эффективностью систем автоматизации»? Отвечая на этот вопрос можно выделить следующие варианты:
- Цели проекта ERP достигнуты, но с превышением сроков и бюджетов.
- Цели проекта не достигнуты из-за исчерпания бюджета проекта, после чего проект был заморожен.
- Цели проекта достигнуты частично – простые и типовые задачи заказчика решены, сложные и, возможно, наиболее важные – не решены по причине исчерпания бюджета или отсутствия технической, методической возможности эти задачи решить.
- Цели проекта не достигнуты – все работы привели только к созданию проектной документации, которая стала лишь бесполезной «грудой бумаг» и никак не помогает решать имеющиеся задачи. Исполнитель отказался продолжать проект.
- Все цели проекта достигнуты, но система неэффективна – очень дорого ее сопровождение, отсутствует возможность дальнейшего развития в соответствии с постоянно меняющимися требованиями, из-за снятия с поддержки основным вендором по причине слишком глубоких доработок и тому подобное.
Как видно из обозначенных выше тезисов, под «неэффективностью» могут пониматься самые различные факторы. Очевидно, что проблемы 1 и 2 обусловлены общей недооценкой сторонами сложности поставленных задач. Такие проблемы не относятся к теме настоящей статьи.
Проблема 5 связана с техническими и функциональными характеристиками выбранного продукта и квалификацией специалистов выполняющих доработки. Чем сложнее проект, тем она ярче выражена, и, к сожалению, такая ситуация неизбежна. Понимая это, каждому заказчику системы автоматизации следует очень внимательно анализировать программные продукты, представленные на рынке, а также подходы подрядчиков-внедренцев к доработкам.
Внимание к этим вопросам позволит хотя бы минимизировать данную проблему. А ведь часто, в качестве платформы автоматизации, выбираются программные продукты, которые просто понравились генеральному директору предприятия на презентации…
Проблемы 3 и 4, по мнению автора, в контексте статьи являются наиболее интересными и достойными детального рассмотрения.
Проблемы решения нетиповых задач
Если говорить о системах ERP-класса, то причиной неудач создания такого типа систем является общая сложность задач как в организационном, так и в методологическом плане. Специфика выполнения задач проекта приводит к ярко выраженному исследовательскому характеру работ, требуя участия специалистов высокой квалификации как со стороны заказчика, так и со стороны внедренца на всех этапах проекта, с эффективными коммуникациями между ними.
Такие работы, по определению, имеют серьезные риски и не всегда заканчиваются положительным результатом. Ведь создание сложной системы управления предприятием – это не строительство дома по отлаженной технологии и типовой проектной документации, когда заранее четко известен результат. Важно, чтобы заказчик осознавал реальные сложности, в противном случае его ожидания будут обмануты.
Существуют проблемы и со стороны внедренца, поскольку не все компании-подрядчики таких работ исходят из понимания сложности поставленной задачи (преднамеренно или непреднамеренно – это отдельный вопрос). Они, зачастую, стараются использовать «конвейерный» подход, который позволяет минимизировать их затраты, в том числе и на привлечение высококвалифицированных специалистов, дефицит которых на рынке ощущается на сегодняшний день очень остро.
Например, предпроектные обследования (по сути – анализ предприятия) часто проводят вчерашние студенты, обладающие минимальной квалификацией и пользующиеся стандартизованными опросниками.
Что делать?
По мнению автора, секрет удачных ERP-проектов заключается в корректной технологии их выполнения. При этом под «технологией» подразумевается не только описание этапов и вех ERP-проекта, но и вся концепция взаимодействия заказчика и исполнителя с четко определенной системой ценностей и принципов.
Какие же это ценности и принципы?
читать далее>>>
[evc_social_likes]