Пример с проекта внедрения 1C:ERP: оценка срока производства предварительным планированием
В статье описывается решение задачи по определению сроков выполнения заказов и резервированию материалов под эти заказы – на примере реального проекта из отрасли приборостроения, с использованием концепции Предварительного заказа на производство.
Рассматриваемый пример также может быть актуален для производств, выпускающих многокомпонентные изделия под заказ, с существенной зависимостью выпуска от поставок исходных материалов и комплектующих.
На данном проекте предприятию, в числе прочих задач, требовался инструмент для выполнения следующих функций:
– При поступлении нового заказа клиента необходимо точно определить обеспеченность материалами производственного процесса и выдать реалистичный срок исполнения. Причем обеспеченность должна также учитывать плановое поступление материалов на предприятие.
– Необходимо обеспечить резервирование материалов на складах, чтобы заявленные сроки производства не были сорваны.
В качестве решения предложена концепция Предварительного заказа на производство, который формируется на основании данных о длительности производственного процесса, исходя из вложенности полуфабрикатов в изделие (по простому алгоритму MRP). Для иллюстрации решения возьмем дерево некоего изделия, состоящее из полуфабрикатов и финальной сборки, как показано на рисунке. Полуфабрикаты производятся этапами в течение трёх дней.
К этим трём дням прибавляется срок на транспортировку, чтобы гарантировать выполнение заказа к дате, обозначенной клиенту. Плановые нормативные выпуски полуфабрикатов по разным спецификациям за этот период объединяются в Предварительный буфер.
Буферизация используется для того, чтобы при оценке срока не привязываться к каждой отдельной спецификации на полуфабрикат, поскольку в этом случае пришлось бы формировать дерево изделия целиком и отдел логистики получал бы данные состоящие из 30-40 этапов, в каждый из которых надо было бы зайти и посмотреть, насколько он обеспечен, на каких складах имеются необходимые материалы. Конечно, такой метод расчёта не учитывает фактор загруженности ВРЦ, но это в данном случае приемлемое допущение, т. к. в данном контексте влияние материального обеспечения на планирование имеет более существенное значение, чем загрузка оборудования.
Таким образом формируется Предварительный заказ на производство, который (как объект системы) по сути является типовым Заказом на производство, с теми же функциями, но с возможностью планирования графика и резервирования материалов до передачи заказа к производству.
Рассмотрим, как это работает. Создадим новый заказ на производство (Продажи / Новый заказ). Пусть требуется произвести изделие Светильник 1 в количестве 10 шт. Действие К обеспечению позволяет рассчитать обеспечение производственного процесса исходя из доступности материалов на складе.
При проведении Заказа клиента с опцией К обеспечению автоматически формируется Предварительный заказ и к нему Этап производства (также предварительный). Выбрав пункт меню Связанные документы, можно увидеть цепочку сформированных документов.
Предварительный заказ попадает в рабочее место (РМ) Планирование производства, созданное на основе типового РМ Диспетчирование этапов, где добавлены две вкладки для разделения зон ответственности персонала:
– Предварительный план – зона ответственности службы логистики,
– Рабочий план – зона ответственности службы оперативного планирования.
На вкладке Предварительный план отображается Предварительный заказ, с которым работает служба логистики.
Система при формировании Предварительного заказа автоматически анализирует остатки на складах, при этом она определяет остатки по группе складов, соответственно, мы видим, что материалы есть на складе и уже зарезервированы.
Заказ в таком состоянии мог находиться неограниченно долго, при этом по нему еще не принято решение начинать производство, но он уже держит под себя резервы по материалам.
Как только служба логистики обрабатывает этот заказ и переводит статус К выполнению, то формируется рабочий Этап производства и одновременно Заказ на перемещение по материалам.
После того как предварительный этап переводится в статус К выполнению, отдел оперативного планирования включает его в состав рабочего плана.
Отдел внутренней логистики определяет дату начала производства с учетом буферного времени. Ориентируясь на эту дату, отдел оперативного учёта вносит выпуск изделия в рабочий план, где заказ разузловывается уже до обычных типовых этапов в полном соответствии со всеми спецификациями.
Таким образом были реализованы требования бизнес-процессов планирования в части обеспечения сроков выполнения заказов, обеспечению и резервированию материалов на складах на уровне логистики до передачи заказов к производству.
Для решения аналогичных задач с использованием обобщенных практик и наработок – обращайтесь: 1c@itrp.ru
Дунаева Т., Вепринцев А., Одиноков С.
[evc_social_likes]