Новые методики резервирования и обеспечения потребностей в 1С ERP
Традиционные методики резервирования товара на складе (УТ10, УПП, ИТРП:Процессное производство 8) подразумевает прямую связь между заказом клиента и остатком на складе либо заказом поставщику. В 1С ERP применена революционная методика “резервирования в графике товара“, которая снимает множество проблем с оптимизацией резервирования. В чем суть этой методики?
Более подробно о схемах резервирования и обеспечения, их использовании, можно прочитать в книге:
“Секреты 1С:ERP. Обеспечение потребностей и резервирование”.
Сначала определения.
Потребность – это будущее событие расхода номенклатуры с конкретного склада.
Потребность характеризуется:
- Дата будущего расхода со склада.
- Склад.
- Номенклатура (характеристика).
- Количество.
- Источник потребности (заказ, строка заказа).
Механизм обеспечения (резервирования) предназначен для управления обеспечением потребности в товарах, которая возникает на складах. Конечная цель такого управления – отгрузить в обещанное время клиенту обещанное количество товара по заказу. Также, если клиенту требуется товар с особыми свойствами (конкретная партия товара), то клиент должен получить именно эту партию.
Таким образом, цель использования данного механизма – выполнить принятые обязательства по отгрузке товара потребителю в заданный срок и в заданном количестве.
Потребность на складе, в дату формируют:
- Заказ клиента.
- Заказ на производство (материалы).
- Заказ на сборку (комплектующие).
- Заказ на перемещение (по складу-отправителю).
В заказе указывается склад, с которого будет выполнен расход.
Механизмы обеспечения работают единообразно для всех видов заказов. Поэтому рассматривать будем только заказы клиентов.
За счет каких источников могут обеспечиваться потребности:
- Текущий остаток на складе
- Заказы поставок:
- Заказ поставщику.
- Заказ на производство (продукция по заказу).
- Заказ на сборку/разборку.
- Заказ на перемещение (по складу-получателю).
Схематично текущий остаток, поставки и потребности можно отразить следующим образом:
В решениях 1С известны три принципиально разных методики обеспечения потребностей:
- Старая схема «Резервирование». Используется в 1С:УПП и 1С:УТ10, ИТРП:Процессное производство 8 и так далее.
- Новая схема «Обеспечение» (или, “резервирование в графике”). Используется в 1С:УТ11, 1С:ERP, КА2.
- Новая схема «Обособление». Используются в 1С:УТ11 и и 1С:ERP.
Старая схема «Резервирование»
- В системе хранятся явные связи между источниками обеспечения и потребностями.
- Всегда известно, какой источник (остаток, заказ поставки) обеспечивает какие заказы потребности, и на какое количество.
- Менеджер продаж всегда знает, за счет каких запасов, или каких заказов поставок и на какое кол-во обеспечен его заказ клиенту.
Резервирование в графике
Новая схема «Обеспечение» (резервирование в графике). Основная особенность: отсутствие явных связей между потребностями и источниками их обеспечения. Связи (резервы) не хранятся в системе, поскольку это создает много неудобств. Пример:
Имеем:
- два заказа поставок по 100 шт каждый на завтра,
- заказ клиента на 50 шт на послезавтра.
С какого заказа поставки будет отгружаться заказ клиента? Какая разница? Товара все равно хватит для отгрузки. Зачем явно что-то в чем-то резервировать? Не проще ли зафиксировать в системе то, что заказ клиента обеспечен плановым наличием товара?
В новой схеме резервирования в графике, все источники обеспечения – запасы и заказы поставок считаются условно «свободными». Они являются «общими» для обеспечения всех заказов потребности.
Основа нового механизма: в системе строится график изменения планово-расчетных остатков (ПРО) на складе, по каждой номенклатуре. В графике:
- Заказ поставки (невыполненное его количество) увеличивает ПРО в графике на дату поступления
- Заказ клиента (неотгруженное еще количество) уменьшает ПРО в графике на дату отгрузки
- Исходной точкой построения графика является текущий остаток.
Причем, важно учитывать просроченные заказы, если они еще не открыты.
В новой схеме резервирования заказа клиента резервирует товар очень просто – он размещается в графике отгрузок, тем самым уменьшает ПРО. Если такое уменьшение привело к уменьшению ПРО ниже нуля, то программа не позволит разместить заказ в графике. То есть товара под заказ не хватает. Чтобы все-таки зарезервировать товар, надо другой заказ выбросить из графика, чтобы увеличить ПРО.
График отгрузки оперативно и очень быстро (секунда) может быть получен от текущего момента – всегда, когда надо получить график.
Таким образом, резервирование в новой схеме заключается в постановке заказа клиента в график. При этом, постановка в график выполняется пользователем по каждой строке заказа отдельно. Для этого пользователь указывает реквизит «Действие» в строке заказа. Варианты действий: